"Наша газета", Цюрих, 9.03.2016
М.Плетнёв - © Наша газета, Цюрих

Михаил Плетнёв: «В музыке правильно то, что убеждает и трогает»
Mikhail Pletnev: «La musique juste est celle qui touche et qui convainc»

Надежда Сикорская, "Наша газета", Цюрих, 9.03.2016

15 марта начнется швейцарское турне Российского национального оркестра под руководством его основателя Михаила Плетнёва. О программе концертов мы ужерассказывали, а теперь предлагаем интервью с самим Михаилом Васильевичем, с которым встретились заблаговременно и поговорили о музыке вообще и не только.

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году пианистом, дирижером и композитором, Народным артистом России Михаилом Плетнёвым на основе пожертвований из-за рубежа (в основном США). Таким образом, коллектив, в который вошли многие музыканты из разных оркестров страны, стал первым в советской истории, не финансировавшимся из госбюджета. С тех пор оркестр обрел международную известность и признание публики и критиков – в конце 2008 года авторитетный европейский журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году – государственный статус.

Михаил Васильевич, Вы родились в Архангельске и, прямо как Ваш тезка Михаил Ломоносов, добрались из этого далекого города до Москвы. К счастью, уже не пешком . Как все это получилось? Как было раскрыто Ваше дарование? Кто Вам помогал? Насколько трудно было «мальчику из глубинки» поступить в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории?

Помогали многие люди, с которыми я общался, которые меня слушали. Кому-то нравилось больше, кому-то меньше. А поступать было трудно, конечно. Мне было 13 лет, помню, что я очень волновался, тем более, что и подготовиться толком не успел, все это внезапно получилось. Играл что-то, включая собственную Сонатину. План был просто «показаться», а мне вдруг и говорят: давай, мол, поступай, через три дня экзамены. Ну, раз уж приехали мы с мамой в Москву, надо было поступить, было бы глупо уехать с пустыми руками.

Далее >>
«Одесское телевидение», июнь 2014г.
Газета "Adevarul", Румыния, 25 сентября 2013

Интервью Михаила Плетнёва румынской газете "Adevarul"

Михаил Плетнёв: "Я не слишком известный дирижер"

Интервью Ирины Хаснаш, 25.09.2013, "Adevarul", перевод с румынского

Михаил Плетнёв является гениальным пианистом, дирижером и композитором, которым восхищаются во всем мире, писал "The Globe" о музыканте, который будет сегодня в 19.30 в Sala Mare a Palatului стоять за пультом Российского национального оркестра.

Вы являетесь гостем Международного фестиваля Джордже Энеску. Что для вас значит быть включенным в афишу этого Фестиваля?

Далее >>
«Российская газета», 13 сентября 2013

Нефть или Чайковский

Что волнует Михаила Плетнёва в российской жизни и культуре

Ирина Муравьева, "Росийская газета", 13.09.2013.
Фото: Олеся Курпяева

Михаил Плетнёв уже несколько лет не дает интервью. Для его музыки в этих беседах нет нужды. Поговорить с обозревателем "Российской газеты" согласился в виде исключения, сдержав давно обещанное слово.

Повод - V Большой фестиваль Российского Национального оркестра, который Михаил Плетнёв проводит в Концертном зале Чайковского. Афиша фестиваля по традиции демократична: симфонии, инструментальная, балетная музыка, джаз, забытые партитуры, новые и топовые исполнительские имена. Сам Михаил Плетнёв предстанет на фестивале и в качестве пианиста. О том, как он вернулся к роялю, что думает о сегодняшней музыкальной жизни России, Михаил Плетнёв рассказал в эксклюзивном интервью "РГ".

Далее >>
«Вечерний Челябинск», 29 октября 2012

Михаил Плетнёв: "Мы представляем великих композиторов в неподобающих условиях"

"Никаких интервью", - второй год подряд к нам приезжает Михаил Плетнёв со своим оркестром, и второй раз журналистов предупреждают об отказе. Но, несмотря на столь категоричный ответ, самые настырные все равно собираются в стайку около гримерок перед концертом. А вдруг?

- Снимай, снимай, - толкаю в бок зазевавшегося оператора: в конце коридора в темном пальто появился маэстро. Услужливые администраторы предусмотрительно перегораживают прессе ход к наступлению. Дверь гримерки захлопнулась, и журналисты сокрушенно вздыхают.

Далее >>
«БИЗНЕС Online», 28 января 2011

Михаил Плетнёв: "Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними"

Всемирно известный музыкант рассказал "бизнес online" о ностальгии по детству в Казани, почему он поддержит Прохорова на выборах и о том, как не погибнуть на глубине 20 метров в море, если нечем дышать

Далее >>
«Известия», 25 ноября 2011

"Несчастье ждет художника, если он солжет самому себе"

Михаил Плетнёв - о независимости характера, свободе творчества и внутреннем голосе

- У Достоевского есть строки: "Эпоха новая пред нами. Надежды сладостной заря". Прошло 20 лет с момента наступления новой эпохи в нашей стране. Какие плоды она принесла музыкантам?

- Эпоха эпохе рознь. И если некоторые эпохи отличались расцветом высоких искусств, то нашему времени присущи совсем другие характеристики.

Далее >>
«Бизнес и культура», выпуск № 1, осень 2011 г. (Челябинск)

Михаил Плетнёв: "Непризнанных гениев не бывает"

БК: Сейчас считается, что много самозванцев в литературе, в музыкальной культуре. Кто угодно может объявить себя талантливым, "раскрутиться". Возможны ли самозванцы в музыке? В дирижерском искусстве? Есть ли ныне самозванцы, у которых наличествует достаточно большое количество поклонников?

М.П.: В наше время, когда ценности в искусстве определяют масс-медиа и "желтая" пресса, возможно все, что угодно. Искусство - сложная штука. Степень значительности в искусстве определяют сейчас разнообразные рейтинги, которыми очень несложно манипулировать, если иметь финансовые или, предположим, некие административные рычаги. В то же время следует вспомнить, что действительно великие людей далекого прошлого руководствовались принципом: нравиться многим - зазорно….Пушкин, Гете, да, пожалуй, все по-настоящему великие люди именно этому правилу и следовали.

Далее >>
«Российская газета», (Федеральный выпуск), №5130 от 12 марта 2010 г.

Кто дирижирует грантами?

Михаил Плетнёв о сложных отношениях государства и культуры

Ирина Муравьева

Один из самых известных оркестров - Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнёва, отмечает в этом году свое двадцатилетие.

В планах юбилейного сезона оркестра - турне по российским городам, выступления на престижных музыкальных фестивалях - Эдинбургском, лондонском BBC Proms, в программе Года России во Франции - в парижском зале Pleyel, международный проект "Три Рима" (Москва - Константинополь - Ватикан), собственный "Большой фестиваль РНО" в Москве и др. "Самым молодым из лучших оркестров мира" назвала РНО американская критика, впечатленная только что прошедшими гастролями оркестра по Америке. Однако в Москве Михаила Плетнёва и его музыкантов ждет неприятный сюрприз. Подробности обозревателю "Российской газеты" рассказал сам Михаил Плетнёв.

Далее >>
«Культпоход», 28.02.2010

Михаил Плетнёв. "Всё, что в России делается хорошего, делается вопреки обстоятельствам"

Три года назад всемирно известный пианист Михаил Плетнёв перестал играл на рояле, полностью сконцентрировавшись на работе с Российским национальным оркестром (РНО). РНО - любимое детище Плетнёва - за последние годы к списку своих достижений прибавил новые: вошел в двадцатку лучших оркестров мира, опубликованную авторитетным журналом "Gramophone", сменил статус частного коллектива на государственный, выпустил ряд новых записей, увенчанных престижными наградами.

Далее >>
«Ведомости», 07.09.2009

Мировой фокус

Двадцать лет, что существует плетнёвский оркестр, он играл абонементы и ангажементы. Фестиваль в Москве — такого раньше не было.

Михаил Васильевич, почему в дополнение к регулярному сезону вы решили провести еще и фестиваль?

Оркестр такого ранга должен иметь свой фестиваль. Он показывает важные грани того, что мы делаем, стилевое разнообразие. Интерес к фестивалю большой не только в России, но и во всем мире. Музыканты, журналисты заказали билеты. Создается мировой фокус. Есть ведь люди, которые приезжают в Россию на отдельные концерты оркестра. Прилетают — улетают назад. Здесь, приезжая в Москву, они попадают на семь концертов.

Далее >>
«Новая газета»

Михаил Плетнёв: "Скажи, что любишь Вагнера, - побьют еще"

Руководитель Российского национального оркестра - о том, почему коллектив был вынужден стать государственным, о низком уровне исполнительского искусства и о нотах русских композиторов, которые приходится заказывать за границей.

Далее >>
«Аргументы и факты«, 24.06.2009

Михаил Плетнёв. Где взять Чайковских

«Я потерял часть уважения к человечеству. По крайней мере, к молодой его части…» - говорит Михаил Плетнёв

Как великого музыканта его знает весь мир… Главный редактор «АиФ» Николай Зятьков встретился с дирижёром, композитором, руководителем Российского национального оркестра (РНО), обладателем премии «Грэмми» Михаилом Плетнёвым.

Далее >>
«Российская газета», 23.06.2009
Михаил Плетнёв

Соло без рояля

Михаил Плетнёв считает, что культуру в стране хранит горстка людей

Для выдающегося российского музыканта Михаила Плетнёва и его Российского национального оркестра минувший сезон оказался сложным: по единственному в стране частному симфоническому оркестру кризис ударил с особой силой. Возникла реальная угроза распада коллектива. И именно в этом году РНО вошел по результатам рейтинга авторитетнейшего журнала Gramophone в топ лучших оркестров мира.

Невзирая на финансовые перипетии, сезон РНО провели достойно, а завершили красиво, выступив в День России с редкой программой из музыки Скрябина в Колонном зале на закрытии Фестиваля симфонических оркестров мира. Что ждет уникальный оркестр, приближающийся к своему двадцатилетию, в будущем? Что думает о состоянии культуры в стране Михаил Плетнёв? Об этом он говорил с обозревателем "Российской газеты".

Далее >>